Как выбрать надувную ПВХ лодку с мотором?
Практически любой рыбак рано или поздно задумывается о приобретении лодки для рыбалки.
Конечно, ловля с лодки отличается от ловли с берега: она позволяет подойти близко к месту кормления, стоянки рыбы в полной мере погрузиться и слиться с миром природы.
В этой статье рассмотрим возможные варианты лодок для рыбалки, моторов для них и как правильно хранить лодки.
Выбираем надувную лодку из ПВХ
Перед тем как пойти в магазин за лодкой необходимо для себя определить, что же хочется получить в конечном итоге.
Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
- водоемы, на которых будет применяться лодка,
- цель использования: рыбалка, охота, развлечения,
- сколько людей будет одновременно находиться в лодке,
- дальность походов на лодке,
- тип и мощность двигателя,
- скорость передвижения.
Два последних пункта – это прямое следствие, вытекающее из пункта о вместимости лодки. Ведь если выбрать лодку, в которую помещается семь человек, а мотор выбрать маломощный, то далеко не уплывете.
Чем больше лодка может вместить людей, тем больше она весит и тем больше ее габариты в сложенном состоянии. Это может повлиять на выбор лодки.
Надувные лодки выпускаются нескольких типов, среди которых можно выделить два основных:
- резиновые.
- лодки, изготовленные из поливинилхлоридного материала – ПВХ.
В последнее время все более популярнее становятся лодки, изготовленные именно из материала ПВХ.
Для изготовления различных материалов применяют два различных типа ПВХ:
- неармированный – для изготовления пляжных игрушек и лодок, которые способны плавать только вдоль берега,
- армированный – применяется при изготовлении лодок для рыбалки.
Армированный ПВХ зарекомендовал себя как прочный, долговечный материал, способный выдерживать нагрузки и пригодный для использования с навесным мотором.
Если лодка покупается для выхода на большие водные пространства (пруды, озера), то стоит приобретать лодку с возможностью установки мотора.
Перед покупкой лодки не лишним будет узнать у продавца – какой максимальной мощностью можно устанавливать мотор на эту лодку.
Но при выборе лодки стает вопрос о ее габаритах, ведь немаловажно место ее хранения и сможет ли она там поместиться.
Производители лодок стараются выпускать лодки, опираясь на следующие критерии:
- лодка для одного человека: длина до 2,5 метров,
- лодка для двух человек: длина от 2,6 до 3,9 метров,
- лодка для трех человек: длина от 3,9 до 4,3 метра,
- длина лодок для больших компаний от четырех человек начинается от 4,5 метров.
Но стоит помнить, что при увеличении длины лодки, увеличивается и ее вес, так лодки длиной свыше 3,2 метра будут весить более 50 кг.
Надувные лодки относятся к типу плоскодонных лодок. Поскольку посадка таких лодок меньше, то на них можно ходить по мелководью.
В надувных лодках дно бывает двух типов:
- надувное,
- дно из слани.
В первом варианте дно изготовляется из материала под названием airdeck – материал, который состоит из двух слоев, соединённый нитями-тягами. Несомненный плюс такого днища – это то, что вес лодки меньший, по сравнению с другими днищами.
Но есть и отрицательные моменты, которых не мало. К спиннинговой ловле с лодки такие днища не приспособлены – ведь на надувное дно проблематично стать и удерживать равновесие.
Срок службы таких днищ ограничен несколькими сезонами, днища airdeck неремонтопригодные.
Надувные лодки с дном из слани – это такие лодки, на дно у которых стелется специальный материал, который дает дополнительную жесткость лодке.
Слань, как правило, изготавливается из двух материалов:
- водостойкая фанера,
- дюралюминий.
Обратите внимание, что должна использоваться именно водостойкая фанера, а не водоотталкивающая. А лучше всего, в качестве слани применять ламинированную фанеру.
К тому же верхний слой фанеры должен быть покрыт рифленой пленкой, которая будет предотвращать скольжение. Нижний слой наоборот – должен быть гладким.
Дюралюминиевые слани не самый лучший выбор для применения в качестве настила в лодке.
Против них есть несколько фактов:
- они легко гнутся, даже небольшое путешествие по волнам может вызвать деформацию сланей. А вернуть первоначальное состояние им не получится.
- дюралюминиевые слани стоят дорого.
- они на солнце сильно нагреваются, что может привести к повреждению самой лодки.
При покупки лодки необходимо поинтересоваться у консультанта по типу изготовления шва.
Швы различают по способу изготовления:
- при помощи сварки,
- при помощи вулканизации,
- при помощи склеивания.
Кроме этого различают швы два способа стыкования материала:
- Соединение ткани лодки встык – более трудоемкий способ. В этом случае материал аккуратно обрезается и склеивается. На выходе получается идеальный шов
- Соединение ткани лодки внахлест обеспечивает надежное склеивание. Как правило, применяется для склеивания баллонов с различным диаметром.
Для большей надежности соединения швы дополнительно проклеивают специальной шовной лентой. Она обеспечивает надежность соединения, дополнительно защищает от разрыва и истирания.
Шовная лента может наклеиваться на шов как снаружи баллона, так и изнутри его.
Для того чтобы была возможность закрепить мотор, на лодке должно быть предусмотрено место для его крепления. Это место называется – транец.
Для установки мотора на лодке различают два вида транца:
- жесткий транец,
- подвесной транец.
Если решили остановиться на покупке лодки с подвесным транцем, то следует учесть то, что мощный мотор на такую лодку не поставишь. Максимум что можно будет установить – это мотор мощностью 3,5 л. с.
Объясняется это тем, что мотор создает дополнительные вибрации, а они в свою очередь могут разрушать швы.
Оптимальным в этом случае будет применение электромотора.
Жесткий транец изготавливается из водостойкой фанеры, он подразумевает возможность установки более мощных моторов.
Поэтому, если хотите передвигаться по воде быстро, то лучше остановить свой выбор на лодке со стационарным жестким транцем.
Стоит обратить внимание на то, что транец должен быть наклонен примерно на 12º в сторону от лодки.
Казалось бы, что такая незначительная деталь, как расцветка лодки, не имеет значения при ее выборе. Однако это не так. Расцветку стоит выбирать в зависимости от цели покупки лодки.
Если лодка приобретается для охоты – то лучше остановить свой выбор на камуфлированной расцветке или выбрать цвет хаки. Если лодка покупается для рыбалки, то тут лучше всего остановиться на светлых цветах.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что выбор лодки следует делать в зависимости от способа доставки до места ловли рыбы.
Если приходится пользоваться общественным транспортом, а потом еще и иди до водоема – то подойдет и двухместная лодка с надувным дном airdeck. Неплохой опцией станет возможность установки подвесного транца.
Но в этом случае придется с собой носить и мотор. Если есть автомобиль, то свой выбор лучше остановить на лодке со сланью и жестким транцем. В этом случае размеры лодки ограничены только размерами багажника вашего автомобиля.
При покупке лодки стоит узнать про тип клапана. Хорошо, если он позволит регулировать давление – это избавит от избыточного давления в баллонах.
Ведь летним днем, когда сильно светит солнце, давление в баллонах возрастает. Поэтому клапан с автоматическим регулированием давления будет регулировать давление в баллонах.
Хранение и обслуживание надувной лодки из ПВХ
Кроме эксплуатации на воде лодку еще необходимо правильно хранить. Не смотря на свою долговечность и надежность, ПВХ материал боится многочисленных потертостей.
Поэтому, после использования лодки ее нужно ополоснуть от попавшего в нее песка. В противном случае после высыхания песок может повредить лодку.
Перед консервированием лодки на долгий срок хранения (перед зимой), ее следует тщательно промыть с моющим средством, у которого сильный запах. Это уберет запах рыбы, въевшийся в лодку и тем самым отпугнет мышей.
Из-за того, что на спущенных баллонах лодки могут образовываться складки, которые со временем могут прохудиться, лодку лучше всего хранить в полунакаченном состоянии.
В идеальном варианте она должна быть в подвешенном положении. Можно ее подвесить к потолку гаража.
Среди лодок можно выделить следующие марки:
- Спортекс шельф 250, вмещает 2-х человек, воздух закачивается в три баллона, на дне лодке постелена реечная слань, возможность установки лодочного мотора до 3,5 л. с.,
- Эдвненчер Т-290, вмещает 3-х человек, воздух закачивается в два баллона, на дне лодке постелена реечная слань, возможность установки лодочного мотора до 5 л. с.,
- Бриг D285S, вмещает 3-х человек, воздух закачивается в два баллона, отличием этой лодки является то, что дно выполнено сплошным жестким настилом, возможность установки лодочного мотора до 5 л. с.,
- Лодки фирмы «Korsar» пользуются большой популярностью и ассортимент выпускаемой продукции широк,
- Фирма «Badger» южнокорейская фирма, имеющая небольшой модельный ряд лодок, но дающая право выбора: можно найти лодки как с дном по конструкции airdeck, так и сланевые днища.
Все выше перечисленные лодки относятся к бюджетным моделям.
Среди иностранных производителей можно выделить три фирмы, которые выпускают популярные лодки:
- Zodiak – лидер производства надувных лодок. Лодки фирмы Zodiak одни из самых лучших, но есть один недостаток: дорооговизна,
- Quicksilver выпускает качественные лодки не сильно отличающиеся ценой от лодок отечественного производства,
- Suzuki Motor Co. Suzuki Marine выпускает лодки под брендами Suzumar и Stingray. Проверенные временем и суровой эксплуатацией лодки.
Полезные советы и хитрости
Если лодка не оборудована автоматическим клапаном регулирования давления, то во время рыбалки в жару необходимо периодически постукивать по баллону.
Это делается для того, чтобы понять насколько сильно возросло давление от жары в баллоне. После того как звук перестал быть глухим, а стал звонко отдаваться эхом следует слегка спустить воздух из баллона.
Правильно определить накаченность баллона поможет простое нажатие на него пальцем. Давление в баллоне считается нормальным, если баллон слегка продавливается.
Перед длительным хранение следует лодку хорошо просушить. Это касается и внутренности баллонов. Для этого клапана оставляют на некоторое время в открытом состоянии.
После того как лодка полностью высохла необходимо тщательно ее осмотреть. Нельзя пропустить ни малейших растрескиваний, ни потертостей. Ремонт не стоит откладывать в долгий ящик, а произвести его сразу же.
Перед тем как законсервировать лодку на зиму нужно пересыпать ее тальком. Тальк сыпется не только на внешнюю часть лодки, а еще и засыпается в баллоны.
Выбор мотора для надувной лодки
После того, как определились с типом и размерами лодки стоит определяться с выбором мотора для нее.
Моторы для надувных ПВХ лодок различаются следующими параметрами:
- тип двигателя: двухтактный или четырехтактный,
- мощности мотора,
- длина «ноги» или, как ее еще называют – дейдвуда.
Двигатели бывают двухтактные и четырехтактные. Двухтактные моторы отличаются своей дешевизной, простотой в обслуживании. Но они сжигают больше топлива, нежели четырехтактные.
Моторы для лодок имеют большой диапазон мощностей, которые измеряются в лошадиных силах.
Можно купить мотор мощностью 2 л. с. и можно приобрести себе «монстра» в 350 л. с.
Некоторые моторов, например Seven Marine 557, обладает потрясающей мощностью в 557 л. с.
Из-за условий эксплуатации, на лодки с подвесным транцем не рекомендуют устанавливать моторы мощностью более3,5 л. с.
Лодки с жестким стационарным транцем не столь критичны в этом отношении и тут мощность мотора будет зависеть только от размера лодки.
Мощность мотора для лодки принято выбирать исходя из такой зависимости: на каждые 30 кг веса берется 1 л. с. мощности. Эта формула позволит выбрать подходящий мотор для вашей лодки.
Вес должен учитываться всех пассажиров и самой лодки. Длина дейдвуда – это расстояние от двигателя до винта.
Производители выпускают моторы, которые имеют следующие показания по дейдвуду:
- 381 мм, обозначаются как S «standart»,,
- 508 мм, имеет обозначение L «long»,
- 635 мм, обозначается как UL или X,
- 762 мм, обозначается как XX.
При выборе длины ноги мотора стоит знать, что чрезмерно длинная нога создает дополнительное сопротивление и тем самым затрудняет выход на глиссирование лодки и повышает расход топлива.
Слишком короткий дейдвуд не позволит мотору развить полную мощность и увеличивается вероятность попадания воздух в систему охлаждения мотора.
После окончания выхода на воду необходимо что бы в карбюраторе двигателя не оставалось топлива. Для этого стоит перекрыть подачу топлива специальным краником, либо же при его отсутствии отсоединить шланг топливоподачи.
Как найти золотую середину?
Самое сложное при выборе – это найти золотую середину. При покупке плавсредства и движущей силы к ней главное правильно рассчитать и объединить характеристики лодки и мотора.
Правильное сочетание этих параметров позволит выводить лодку в глиссирующий режим и поможет предотвратить лишние расходы, связанные с чрезмерным расходом топлива.
Рыбакам, которые добираются до места рыбалки своим ходом, нет смысла приобретать слишком большие лодки. Одно или двух местных им будет вполне достаточно.
Также в этом случае нет смысла покупать электрический мотор к своей лодке. Ведь он комплектуется тяжелым аккумулятором.
Для рыбаков, которые выезжают на своей машине, ограничений в покупке лодки практически нет. Главное что бы лодка в сложенном состоянии входила в багажник автомобиля. Здесь играет главную роль только размер лодки. Ведь именно этот параметр определяет мощность мотора.
Правильно сделанный выбор лодки и мотора к ней позволит в полной мере наслаждаться отдыхом или рыбалкой на открытом водоеме.