Клеи для ремонта лодок

Лодки из поливинилхлорида обладают довольно высокой прочностью, однако нет ничего вечного, особенно если речь идёт о принадлежностях, используемых на рыбалке. Во время эксплуатации плавсредство может получить механическое повреждение, для ликвидации которого необходимо будет использовать клей для ПВХ лодок. Однако этот вопрос может долгое время не беспокоить рыболова, из-за чего, даже имея лодку на протяжении нескольких лет, многие владельцы не знают, какой клей лучше использовать для ремонта своего плавсредства. Необходимо разобраться, какие виды клея для лодок существуют, а также какой из них можно считать лучшим в этом деле.

Виды клея

Существует несколько разновидностей клея, применяемых для ремонта надувных лодок. Каждый из них имеет свои плюсы или минусы и в большей или меньшей степени подходит для качественной ликвидации повреждений плавсредства. Все эти разновидности можно разделить на две большие группы:

  • Однокомпонентные. Такие виды клея используются для быстрого ремонта и больше пригодны в полевых условиях, благодаря удобству использования. Однако для лодок такие составы недостаточно надёжны. Они и имеют свойство разрушаться под воздействием экстремальных факторов, которым всё время подвергаются поверхности плавсредств. К этой группе относятся два основных вида составов. Первый – полихлоропреновый, на основе каучука и неопрена. Второй – полиуретановый, в частности, любимый многими Момент. Такой клей считается универсальным, однако на самом деле ему не хватает эластичности, чтобы эффективно держаться в таких жестких условиях, из-за чего он со временем трескается.
  • Многокомпонентные. Разновидности клея, входящие в эту группу, как правило, значительно более надёжны и при ремонте лодки ПВХ показывают лучшую эффективность. Их основной минус в том, что в применении они, как правило, не так просты, как однокомпонентные, из-за чего ими чаще работают в домашних условиях, чем в полевых.

Как ясно из описания, использование многокомпонентных составов для ремонта лодок предпочтительнее, поскольку заплатка, приклеенная таким клеем, будет держаться намного надёжнее. Однако такие составы не слишком удобны в использовании, из-за чего в качестве «скорой помощи» у рыболов обычно есть с собой качественные однокомпонентные клеи, чтобы иметь возможность быстро залатать пробоину своего судна в полевых условиях.

нанесение клея
В случае с обоими типами клея возможно склеивание как холодным способом, так и с использованием промышленного фена – так называемая горячая склейка. Способ с использованием нагрева обычно более эффективен, однако возможность его применять есть не всегда.

Виды повреждений

Существует несколько степеней повреждения материала лодки, для устранения последствий которых необходимо применять различные меры. Большинство видов пробоин можно подразделить на три группы:

  1. Царапины. В данную часть классификации включаются незначительные повреждения верхнего слоя покрытия ПВХ, ткань под которыми осталась нетронутой. Как правило, царапины вообще не несут в себе никаких опасностей в момент их получения, поэтому незамедлительного ремонта не требуют. Начинать их чинить можно дома, что необходимо для защиты и во избежание дальнейшего разрушения данного участка ПВХ. Для этого можно использовать как однокомпонентный, так и многокомпонентный клей.
  2. Небольшие порезы и проколы. Размер таких повреждений не превышает 3–5 сантиметров, и их можно ликвидировать на месте. Если такая возможность есть, лучше сразу использовать многокомпонентный клей и делать надёжную заплатку. Однако если в полевых условиях такой возможности нет, а починить лодку нужно, можно применять качественный однокомпонентный клей. Однако в таком случае существует вероятность, что по прошествии некоторого времени заплатку придётся переделывать, поскольку далеко не каждый состав способен выдержать тяжелые условия эксплуатации надувных лодок.
  3. Порезы от 5 до 15 сантиметров. Такие повреждения лучше не устранять в полевых условиях хотя бы потому, что не в каждом ремкомплекте найдётся заплатка такой длины. К тому же при таких серьёзных порезах клеят две заплатки – одну внутри, вторую снаружи. Однако даже если таковые имеются, использовать их рекомендуется только с многокомпонентным клеем – вероятность того, что менее мощные составы быстро утратят свои свойства в данном случае довольно высока. Если нет возможности воспользоваться надёжным клеем на рыбалке, лучше не рисковать и отправляться для ремонта домой.
  4. Порезы и разрывы свыше 15 сантиметров. Чисто теоретически такие повреждения тоже можно ремонтировать самостоятельно. На практике же с такой серьёзной проблемой лучше обратиться в мастерскую – подобные пробоины требуют серьёзного профессионального подхода. Если же всё-таки принято решение бороться с проблемой самостоятельно, использовать можно только многокомпонентный клей. Однокомпонентные составы слишком ненадёжны, чтобы выдержать такую нагрузку. Починить такие порезы в полевых условиях практически невозможно.

Как можно понять, каждый вид повреждений допускает применение того или иного клея. Для небольших порезов можно использовать более простые составы, а для серьёзных повреждений – исключительно специализированный качественный клей.

Читайте также: Комплектующие для лодок ПВХ

Лучшие клеи

Существует несколько зарекомендовавших себя производителей, которые выпускают лодочный клей, широко используемый рыболовами. Каждый из представленных составов имеет собственные преимущества и недостатки, но, тем не менее довольно широко распространён среди владельцев лодок. К популярным однокомпонентным маркам можно отнести:

  • Мастер. Универсальный клей, в основе которого лежит полиуретан, хорошо подходящий для склеивания изделий как из поливинилхлорида, так и из резины, полиуретана и тому подобных. Устойчив к воздействию влаги.
  • Жидкая латка. Любопытный российский состав, быстро завоевавший популярность у рыболовов. Примечателен данный клей тем, что при небольших размерах пореза может быть использован без заплатки – достаточно сшить края нитью. Предназначен для оперативного устранения повреждений на надувных лодках и других изделиях из ПВХ. Продаётся в небольших по объёму тюбиках и бывает нескольких цветов: зелёного, чёрного, красного и фиолетового. Стоит недорого, поэтому есть смысл иметь такой тюбик в ремкомплекте на всякий случай. Главный его минус – время высыхания, равное 24 часам.
  • РК-2. Довольно надёжный состав, устойчивый к воздействию влажности и температуры, имеет достаточную эластичность, чтобы держать заплатку довольно продолжительное время.
  • УР-моно. Изначально это обувной клей, но, как показывает практика, хорошо подходящий для ремонта лодок из ПВХ. Имеет относительно низкую токсичность, устойчив к воздействию ультрафиолета, влаги и нагрева. Обычно используется для ремонта незначительных повреждений.
  • Уран. Популярный среди рыболовов клей, поставляемый в ремкомплектах некоторых лодок. Для достижения эффекта необходимо держать склеенные детали под давлением в течение 6 часов. Главный его минус – низкая устойчивость к нагреву, из-за чего под солнцем заплатка может поползти. Предпочтительнее всего использовать его для ремонта днища, куда не попадают солнечные лучи.

повреждение
Однокомпонентные составы отлично справляются с небольшими повреждениями в полевых условиях, однако со временем нередко теряют герметичность. Чтобы этого избежать, лучше заранее снять заплатку, если это возможно, зачистить поверхность и использовать надёжный многокомпонентный клей.

Такие виды клея обычно используют для срочного ремонта плавсредства в полевых условиях или же для латания небольших отверстий. Для более серьёзных пробоин применяют многокомпонентные составы:

Как правильно хранить лодку ПВХ зимой

  • Bostik Vinycol 1520. Хороший, а по мнению некоторых экспертов, лучший состав для ремонта поливинилхлоридных лодок. Характеристики его прочности и надёжности очень высоки, сопротивление нагреву и влаге тоже на отличном уровне. Главным минусом является то, что такой клей непросто найти в небольшой таре, поскольку официально он поставляется десятилитровыми канистрами. Для профессионалов, занимающихся ремонтом, это не проблема, а вот владельцам лодок вряд ли есть смысл покупать столько клея – разве что на большую компанию. Состав от компании Бостик необходимо использовать в сочетании с отвердителем – десмодуром, чтобы характеристики клея раскрылись в полной мере. Его необходимо приобретать отдельно.
  • Penosil Fix and GO. Удобный в применении универсальный клей на основе двух различных эпоксидных веществ, производимый в баллончиках под давлением. Состав застывает очень быстро, легко наносится и имеет отличные показатели прочности и сопротивляемости внешней среде. Идеален для использования в полевых условиях, благодаря простоте использования. Единственный минус – для его применения необходим специальный клеевой пистолет.
  • Клейберг 900И. Полиуретановый клей, который может быть использован как однокомпонентный, однако при сочетании с всё тем же десмодуром значительно усиливает свои характеристики. Область применения состава довольно широка: от ремонта пластиковых тентов до склеивания резиновых подошв. Обладает высоким уровням сопротивления к агрессивным средам, что особенно актуально при ремонте моторных лодок, в которых время от времени на борта может попадать пролитый бензин.
  • Kernil. Двухкомпонентный состав крайне высокой прочности. Поставляется в небольшом пузырьке, в комплекте с которым идёт также активатор-наполнитель. Ценится владельцами лодок за довольно быстрое высыхание и крайне высокую прочность склеивания.
  • Texacol. Специальный клей, разработанный для работы с полиуретаном и ПВХ. Этот состав применяется при производстве некоторых лодок, а также включается в ремкомплекты многих из них. Также используется в сочетании с отвердителем Desmodur. Быстро схватывается и надёжно удерживает заплатку на месте в течение продолжительного времени.

В большинстве случаев производители в ремкомплекты, входящие в комплект лодки при продаже, вкладывают специальный клей, предназначенный для ремонта именно их изделий. Как правило, именно этот состав является наилучшим для ремонта конкретного плавсредства. Однако если он закончился или использовать его по каким-то причинам невозможно, можно применить один из вариантов, представленных в списке.

Ремонт резиновых лодок

Несмотря на широкое распространение плавсредств из поливинилхлорида, многие рыболовы до сих пор остаются верны надувным резинкам. Многие из них эксплуатируются на протяжении долгих лет, поэтому очевидно, что большинство владельцев заботит вопрос, чем клеить резиновую лодку. Многие из вышеперечисленных составов отлично подходят не только для ПВХ, но и для других материалов, в том числе и для резины. Однако существует и несколько видов клея для резиновых лодок, которые славятся своими качествами среди рыболовов. К ним можно отнести:

  • 4508 для резиновых изделий. Несмотря на то что это универсальный клей, он отлично подходит для ремонта резинок в походных условиях. Использоваться может однокомпонентный или в сочетании с десмодуром.
  • 88-НТ. Универсальный контактный состав, который можно применять как холодным методом, так и с нагревом. При соприкосновении смазанные клеем поверхности клей схватывается практически мгновенно, что очень удобно при ремонте в полевых условиях.

ремонт
Большинство опытных мастеров единогласно заявляют, что для ремонта лодки не стоит пользоваться популярными универсальными составами, ярким примером которых служит Момент. Срок службы заплаток будет весьма небольшим, и соединение может подвести в самой неподходящей ситуации.

Отзывы

Юрий Панов
Потерял родной ремкомплект, который шел в комплекте с лодкой, и по осени полоснул днище об тонкую льдину. На выходе получил порез сантиметров 6 и чуть не искупался. Купил Тексакол, клеил с использованием Десмодура (оказалось проблемно найти в моём городе, пришлось заказывать). Клеил днём, на следующее утро попробовал – оторвать руками совершенно нереально. Положил клей и отвердитель в сумку с ремкомплектом – явно еще пригодятся.
Андрей Никитин
Не знаю, зачем все заморачиваются с отвердителями. Пять лет пользуюсь жидкой латкой – два прокола, порез, царапины не считал – всё без проблем. И не надо никаких премудростей – намазал, подождал, поплыл. Даже заплатки с собой возить перестал.
Sergei Shultz
После того как на охоте располосовал лодку о какую-то ерунду под водой, тоже стал брать на выезды клей с заплатками. Благо, у камрадов были с собой, они поделились. Разрез с добрую ладонь заклеили из баллончика – клей Penosil. Держит мёртво, хотя и клеил в первый раз. Тоже купил такой баллончик, бросил в машину – пусть будет. Всем советую.

Заключение

Каждый клей для лодок имеет свои сильные и слабые стороны. Однокомпонентные составы проще в применении, двухкомпонентные – надёжнее, но дороже. Однако если выбирать клей из проверенных вариантов, а еще лучше – пользоваться аналогичным тому, что был в родном ремкомплекте, то залатать можно даже довольно серьёзные повреждения своего плавсредства.

Видео по теме

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
kupilovi.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: